Что такое франшиза в бизнесе простыми словами

Что такое франшиза в бизнесе простыми словами

О франшизе в бизнесе простым языком

На французском языке слово выглядит так: franchise. Переводится как привилегия, вольность или право выбирать. В бизнесе «франшиза» — это форма организации партнерства, возмездное право на торговлю или оказание услуг под знаком уже раскрученного популярного бренда.

Механизм франшизы.

  • Первый участник — владелец известной торговой марки, продукцию которой потребители хорошо знают и активно покупают. Это франчайзер.
  • Второй участник — предприниматель или компания, франчайзи, заключает договор с первым участником на право пользования брендом, бизнес-моделью, технологиями и различными льготами, но несет перед франчайзером ответственность. Он обязан соблюдать условия, которые прописаны в договоре, выплачивать взносы и нести затраты, связанные с ведением дел, продавать по схеме, установленной владельцем марки.

«Франчайзинг» — это, фактически, готовый бизнес «под ключ», он построен на основании указанного договора, льготы от владельцев марки называются пакетом франчайзинга.

История

Самая первая известная франшиза — это договор 1860-х годов Исаака Зингера с дистрибьютерами о передаче прав на продажу и обслуживание швейных машин под брендом Singer Sewing machine company. Однако прототип системы существовал еще в начале 19 века в отношениях британских поваров. К началу 20 века утвердилось законодательство, касающееся использования товарных знаков, это дало толчок к развитию франчайзинга. Систему активно внедряли такие известные бренды, как «General Motors», «Baskin-Robbins», «Kodak», «McDonalds», «Coca-Cola».

Первые документы о франчайзинге появились в Гражданском кодексе Украины (глава 76), Хозяйственным кодексом Украины (глава 36),. Крайне несовершенная, она тем не менее позволила развить данный сектор бизнеса. В 2014 году предпринимались попытки внедрить закон о франчайзинге.
Одна из первых российских франшиз — компания «Денди», работала 2 года, закрылась в 1998 году по причине банкротства. Первые успешные бренды в этой сфере — «Пицца Сбарро», «Дока Пицца», 1С, пивная сеть «Тинькофф».

Практика

Практика показывает, что построение франчайзинга выгодно для начинающего предпринимателя. Открытие такого бизнеса означает:

  • предварительную оценку рынка средствами франчайзера;
  • помощь с оборудованием;
  • опробованную бизнес-модель;
  • быструю раскрутку и иную поддержку старшего партнера.

Франчайзеру эта стратегия дает:

  • присутствие на рынке;
  • минимальный финансовый риск;
  • процент доходов от деятельности франчайзи.

Но есть для обоих участников и минусы.

Франчайзеры:

  • открывают внутреннюю сторону бизнеса, могут стать объектом конкурентного шпионажа;
  • вынуждены внедрять особую систему учета;
  • выделяют специальный ресурс, призванный контролировать соблюдение имиджевой составляющей.

Франчайзи со своей стороны:

  • оказываются скованы правилами и маркетингом сверху;
  • при этом оплачивают самостоятельно затраты;
  • подвержены строгому контролю за выполнением оговорённых правил;
  • зависят от стабильности основного бренда.

Отдельные вопросы открытия бизнеса по франшизе

Бюджет. Предположим, предприниматель решает открыть бизнес по франшизе и у него недостаточно средств. Что думают банки на этот счет? Банки к кредитованию относятся позитивно. Всего лишь 14% франчайзингов разоряются, тогда как у прочих малых предприятий этот показатель равен 85%. Кроме того, у банков есть особая технология быстрого кредитования франчайзи.

Что выбрать? На этом этапе придется самостоятельно проанализировать каталог украинских франшиз. В этой связи полезным инструментом послужит SWOT-анализ. Мы лишь упомянем некоторые именитые: МакДональдс, COLUMBIA, KFC, Баскин Роббинз,GOOD BEER. При анализе обращайте внимание на текущее состояние бренда. ТОП формируется всегда на основании уже состоявшейся репутации на рынке.

Контакт с франчайзером. Предположим, Вы выбрали несколько компаний-кандидатов, теперь следует запросить информацию. Обязательно просите предоставить: маркетинг-кит, статистику и опыт развития по франшизе, права на бренд, требования и условия, платежи по договору, содержание пакета франчайзинга, контакты ближайших активных франчайзи. Последних также нужно опросить о практической стороне сотрудничества. Перед принятием окончательного решения обязательно промониторьте среду, узнайте мнение экспертов, посоветуйтесь с юристом.

Только лучшие советы

Еще несколько советов: качество важнее количества, анализируйте опыт неудачников также, лучше устойчивый середнячок, чем самодовольный энтузиаст, знакомьтесь с незаинтересованными в Вас финансово сотрудниками компании, анализируйте еще раз, особенно цифры и информацию мелким шрифтом в сносках, обязательно изучите юридические тонкости, общайтесь с коллегами, действуйте.