Философия Древнего Китая – кратко, самое главное

Картинка Философия Древнего Китая – кратко, самое главное

Отличительные черты философии

Философия Древнего Китая развивалась в сложных социальных условиях. В 12-17 годах до н. э. государство Шань-Инь начинает развивать рабовладельческий устрой хозяйства.

В этот же период и момент правления династии Чжоу начинает набирать обороты религиозно — мифологический тип мировоззрения, что и стало одной из особенностей философии древней эпохи.

Одной из главных особенностей философии Древнего Китая является возведение предков в культ. Люди древней эпохи искренне верили в то, что души умерших людей остаются рядом с живыми и влияют на их жизнь.

Существовала вера в то, что утратив человеческую форму, души предков обязуются защищать и заботиться о своих потомках. Поэтому люди уважали покойных предков и старались их всячески задобрить.

Следующей особенностью древнекитайской философии является разделение мира на две основные части «Инь» и «Янь». Много веков назад, когда Вселенная не была полностью сформирована, существовал единый хаос. Из хаоса возникло два элемента: инь и янь, создавшие основу мироздания.

Древний Китай является династией «правого полушария». Правое полушарие воспринимает за абстрактное восприятие звуков, религию и отвечает за мир гипноза. Для него крайне трудно выразить мелодии символами. Культуры «левого полушария» отвечают за логическое мышление и анализ.

Особенности мышления

Древнекитайской философии свойственен холизм. Холизм — это рассмотрение Вселенной и каждой личности как единое целое, а не совокупность отдельных частей.

В данном случае мир, как и природа, воспринимается не отдельно от человека, а как целостная структура. Смотря на человека, упор идет не отдельно на состояние души и физическое тело, а на существо, выражающее единство тела и души.

Холизм отражается на способе мышления философов древней эпохи. Интуитивное мышление помогает воспринимать мир целостно, ведь адекватное восприятие единого невозможно методом его отражения через язык или логику.

Нельзя забывать о символизме, который подразумевает использование образов. Тиянь подразумевает постижение с помощью переживания, нравственности и воли.

Философские школы

В Китае существовал «золотой период» философии, приходящийся на период правления Чжаньго. Именно в это время возникают важнейшие философские течения, оказавшие колоссальное влияние не только на последующее развитие страны, а и на мировую философию. Итак, существовало несколько основных школ.

Школа даосизма подразумевает мировую гармонию в первозданном состоянии. Все составляющие мира абсолютно прекрасны в своем первоначальном состоянии, а лучшим предводителем является тот, кто оставляет свободу людям.

К главным мыслителям такой школы относят Лао Цзы и Ян Чжу. Основателем даосизма является Лао Цзы. Отсутствие действий лежит в основе философского течение. Философы данной школы считали, что вмешательство в отдельно развивающееся принесет лишь хаос и разруху в этот мир.

Конфуцианство гласит о том, что правитель, как и его подопечные, обязываются создать любовь и мир в стране, руководствуясь моралью и честностью. В этот период происходил разгар формирования социальных норм и изучения этических правил.

К мыслителям Конфуцианства относят, конечно же, Конфуция и Ю Жо. В 4-5 веке до н.э. происходила жестокая война и междоусобица, а Конфуций определил стремление к миру и любви как основу хорошей жизни государства, не знающей войн.

Моизм — в мире должна царить взаимная любовь, а люди должны заботиться друг о друге. Только так можно создать мировую гармонию. Мыслителем моизма является Мо-Цзы и Тянь Сюнь-Цзы. В основе моизма является соблюдение традиций, способных принести максимум блага большому количеству людей.

Школа законников изучает проблемы социальной теории и управления государством. К законникам относят Шэнь Дао. В легализме играет наибольшую роль придерживание порядка, который удержит человека от незаконных и жестоких мыслей, способных принести миру лишь разруху.

Школа имен гласит о том, что неверное наименование вещей приводит к нарушению мировой гармонии: так в мире образуется хаос.

Школа «Инь Янь» является важнейшим началом натурфилософии.

Даосизм больше направлен в сторону теории, в то время как остальные школы заостряли внимание на практической части. Таким образом изучались проблемы житейской жизни, управления и нрава.

Главные проблемы

В философии древней эпохи существовало несколько проблем:

  • Человек и социум — проблема между жизнью общества и управления государства.
  • Сущность человека. Изучается сущность человека, его происхождение и внутренний мир.
  • Сущность знания и логики, отражающаяся в познании и мышления человека.
    Конфуций говорил о том, что истинно правильным методом познания является познание, черпание информации из летописей и преданий. Это поспособствовало торможению развития древнекитайской философии.